Не просто кадры. Что изменилось в HR и как бизнесу не потерять таланты

Процесс управления персоналом кардинально изменился за последние десятилетия. Еще в конце 1990-х далеко не каждая компания имела представление о том, что такое HR. С сотрудниками работала кадровая служба, в задачи которой входило составление трудовых договоров, оформление больничных листов и увольнение. Лишь некоторые компании выстраивали корпоративную культуру, создавая материальные и нематериальные механизмы мотивации людей. Процесс зачастую был интуитивным, HR-менеджмент как отдельная дисциплина был мало кому знаком.
Со временем в мире возникло устойчивое представление о том, что не деньги или материальные ценности, а люди — главный ресурс почти любого бизнеса. От сотрудников и их вовлеченности зависит, сможет ли компания развиваться, масштабироваться и, как следствие, зарабатывать больше. Тогда возник термин «управление талантами», а слова «персонал» и «кадры» стали постепенно вытесняться из обихода. На современном рынке компания, которая воспринимает сотрудников как легко заменяемый винтик огромного механизма, вряд ли сможет удержать одаренных, продуктивных и заинтересованных в успехе людей у себя в штате.
Продвинутый бизнес готов тратить большие средства на работу с сотрудниками. По данным портала Research and Markets, объем мирового рынка управления талантами в 2023 году составил $14,9 млрд. Ожидается, что рынок будет расти высокими темпами — по 10,5% в год — и к 2030 году достигнет отметки в $30,1 млрд.
Глобальным трендом в сфере HR в последние годы стала интеграция технологических платформ в работу кадровых служб. IT-решения позволяют сделать процесс управления талантами бесшовным, непрерывным и повысить его эффективность за счет автоматизации рутинных задач. Все это позволяет HR-службам адаптироваться к непростым реалиям рынка труда, где тренды на удаленную работу и человекоцентричность сочетаются с кадровым голодом.
Сократить дистанцию
Пожалуй, главным вызовом для сферы HR стал массовый переход на дистанционный формат работы. По данным Минтруда, в ноябре 2020 года почти 3,7 млн россиян работали онлайн. Пандемия завершилась, но многие сотрудники не спешили возвращаться в офисы, оценив преимущества «удаленки»: возможность самостоятельно планировать день, проводить больше времени с семьей, не тратиться на транспорт, офисную одежду и походы в кафе на обед. Формат понравился и бизнесу: компании экономили на аренде офисов, корпоративных обедах, оргтехнике и канцелярских товарах.

В 2024 году, согласно опросу, 33% россиян хотели бы трудиться удаленно. Еще 30% предпочитают гибридный формат: часть дней проводить в офисе, часть — работать из дома. И только 1% из тех, кто находится на «удаленке», хочет вернуться обратно в офис. Эти данные говорят о том, что тренд на удаленный и гибридный формат работы сохраняется и вряд ли исчезнет в ближайшие годы.
Для HR-служб масштабный переход сотрудников в онлайн стал серьезным испытанием. Ни руководители бизнеса, ни специалисты по управлению персоналом не понимали, как вести командную работу, обучать, адаптировать людей, оценивать их умения и профессиональный рост. Решением стали технологические платформы, которые перенесли все HR-процессы в онлайн — причем не только без потерь, но и с появлением новых возможностей.
Показательный пример такой платформы — готовое решение для раскрытия потенциала команды «Битрикс24 Enterprise HRM», где HRM расшифровывается как human resources management, то есть «управление человеческими ресурсами». Этот масштабный сервис для крупных организаций объединяет в себе инструменты для обучения и развития сотрудников, мотивации и большего вовлечения в рабочие процессы, оценки компетенций и адаптации.
В коробочное решение интегрирован корпоративный университет, в котором HR-специалист выстраивает план развития для каждого работника в компании. В личном кабинете собраны данные о том, какие курсы и тесты пройдены, как сотрудник развивался за все время работы и каких успехов достиг. Корпоративный университет помогает собирать все знания бизнеса в одном месте, создавать крепкий кадровый резерв, проводить своевременную аттестацию сотрудников и передавать знания новичкам. У инструмента простая и понятная структура, удобный интерфейс, что позволяет не только HR-специалисту, но и самому сотруднику отслеживать свой прогресс.
В «Битрикс24 Enterprise HRM» также есть инструмент «Оценка 360°» для всестороннего понимания компетенций работников. Этот функционал позволяет провести комплексный анализ текущих способностей и возможностей для роста каждого сотрудника. На базе полученных сведений можно выстроить ИПР, то есть «индивидуальный план развития». Важно, что этот план не останется просто пожеланием: «Битрикс24 Enterprise HRM» сама подскажет, с чего начать совершенствование компетенций сотрудника, и составит детальный план обучения, опираясь на необходимые развивающие техники.
А еще собранные данные позволят компании легко находить подходящих сотрудников для конкретных задач, требующих тех или иных умений или черт характера. Важно, что объективность оценки обеспечивается за счет сбора отзывов с разных сторон: от самого сотрудника, его руководителей, коллег и подчиненных, а также от людей за периметром компании, например клиентов или партнеров по сделкам либо переговорам.
Таланты в условиях «голода»
Согласно исследованию SuperJob, кадровый голод испытывают в 85% российских компаний. О дефиците людей заявляет бизнес из разных отраслей. Тяжелее всего приходится промышленным предприятиям: количество размещенных ими вакансий за год выросло на 122%. Число объявлений о работе увеличилось на 31% в строительной сфере, на 35% — в транспортно-логистической. Не хватает людей в гостиничном бизнесе, сферах общественного питания и розничной торговли, в IT-компаниях.

Кадровый голод вынуждает бизнес бороться за таланты и менять привычные процессы, чтобы быстро трудоустраивать людей и вовлекать их в работу, создавая понятную систему мотивации. «Битрикс24 Enterprise HRM» позволяет заметно ускорить адаптацию. В первые месяцы работы сотрудникам будут автоматически приходить материалы для изучения, приглашения на встречи, полезные задания. Прогресс адаптации можно легко отслеживать в карточке развития сотрудника, где фиксируются все новые умения и навыки.
Чтобы вовлекать сотрудников, делать работу и обучение в компании интереснее, в «Битрикс24 Enterprise HRM» можно ставить, согласовывать и отслеживать цели каждого работника. Важно, что индивидуальные цели сотрудника становятся естественным продолжением целей его подразделения — и человек может увидеть это в системе. Более того, цели отдела или департамента декомпозируются из стратегических целей всего бизнеса. Таким образом, каждый сотрудник наглядно представляет свой персональный вклад в общее дело и может проследить, как увязано то, что он выполняет на рабочем месте, с публично объявленной миссией компании.
Система структурирует планы сотрудника, сохраняет историю и помогает анализировать прогресс. Это позволяет HR-специалисту и руководителю оценивать результаты команды и принимать решения о поощрениях на основе выполненных либо невыполненных целей.
Сферу управления персоналом не обошел стороной и тренд на геймификацию. В «Битрикс24 Enterprise HRM» встроены игровые механики: достижения превращаются в виртуальные «монетки», которые можно потратить на призы в магазине бонусов. Такие поощрения мотивируют людей, позволяя им чувствовать, что компания заинтересована в них и их прогрессе.
Человекоцентричность против рутины
Восприятие человека как главного ресурса бизнеса меняет и запросы самих сотрудников. Талантливому работнику недостаточно получать высокую зарплату — ему необходима эмоциональная вовлеченность в работу и понимание, что его потребности имеют значение. Причем потребности не только как профессиональной единицы, но и как личности. Соблюдение баланса личной жизни и работы, мероприятия и бонусы для членов семей сотрудников, зоны отдыха в офисе — лишь некоторые из частых запросов.
Удовлетворение таких потребностей ложится на плечи HR-специалистов. Им все чаще приходится проявлять креативный подход, создавая новые «изюминки» корпоративной культуры: от оплаченных компанией походов в спа-центр до онлайн-встреч всем коллективом в виртуальном мире популярной компьютерной игры.
Творческий подход в работе с талантами практически невозможно реализовать, когда у HR-специалиста множество рутинных задач. Они отнимают время и силы, мешают сотруднику развиваться, изучать тренды и интегрировать новые решения в работу компании.
Устранить эту проблему позволит «Битрикс24 Enterprise HRM». Благодаря платформе решение рутинных кадровых вопросов можно автоматизировать. Любая заявка сама пройдет все этапы согласования, для этого не нужно будет ходить по кабинетам. Автоматизировать можно заявления на отпуск и обучение, запросы на закупку товаров, заказ справок, согласование договоров, проектные расходы. Также через портал можно удаленно решать вопросы сотрудников: собирать жалобы и предложения, помогать с техническими проблемами. Все заявки собираются в одном разделе и автоматически распределяются по исполнителям.
«Битрикс24 Enterprise HRM» бесшовно интегрируется с другими решениями «Битрикс24», обеспечивая эффективное управление задачами, хранение данных и коммуникацию внутри компании. Все рабочие процессы осуществляются в одном окне с интуитивно понятным интерфейсом. Этот ИТ-продукт изначально разрабатывался с учетом удобства и доступности для каждого сотрудника независимо от возраста и уровня технической грамотности.